Донецкая Швейцария
Место необыкновенно красивое и оригинальное: монастырь расположен на берегу реки Донца у подножия громадной, величественной белой скалы, на которой, нависая и теснясь друг над другом, громоздятся садики, сосны, и вековые дубы. Со стороны может показаться, что деревьям тесно на скале и что какая-то неведомая сила выпирает их вверх и вверх… Сосны как будто висят в воздухе и, того гляди, свалятся. Кукушки и соловьи не умолкают ни днем, ни ночью…», — так Антон Павлович Чехов описал в мае 1887 года украинский город Святогорск, окрестив его «Донецкой Швейцарией»
Городу, и правда, даны многие дары природы: Святогорск располагается на живописных берегах Северского Донца, украшенных каскадом уникальных меловых гор, а воздух здесь насыщен целебным ароматом хвойного заказника, распростершегося на тысячи километров.
Рождение меловых гор
Город находится на территории национального парка «Святые горы». Визитная каточка Свягогрска- меловые горы — в 2008г. попали в первую сотню достопримечательностей конкурса «7 природных чудес Украины». Этот феномен природы возник в результате интересного геологического прошлого и давно изучается учеными. Много миллионов лет назад здесь простиралось шумное море. Морская флора и фауна в память о себе оставили на дне осадочные породы, а после резко начала подниматься суша. Так и образовались меловые горы, возраст которых (по предположениям ученых) — 70- 100 миллионов лет.
«?нвентаризация» Екатерины II
Ученые утверждают, что первые жители на побережье Северского Донца появились еще в каменном веке. Первое же поселение было создано в 16 веке казаками и беглыми крестьянами из Правобережной Украины и России. Впервые о здешних землях вспоминает немецкий дипломат Герберштейн в 1526 году. Тогда Святые Горы играли роль охранного пункта в южных регионах Российской империи. Позже, в середине 18 века, на правом берегу реки был основан Свято горский монастырь, который служил еще и крепостью. Царская власть очень ценила службу святогорских монахов и в знак уважения наделила монастырь богатыми землями и угодьями. К концу 18 века монастырь был на пике своего расцвета — ему принадлежали около 2000 душ крепостных и 27 тысяч десятин земли. Но прошло немного времени, и Екатерина II решила, что дворянство в материальной поддержке нуждается больше, чем духовенство. ? уже через десять лет все имущество монастыря было описано, отправлено в государственную казну, монахи высланы, а монастырь остался пустовать под надзором караула.
Дача Потемкина
На самом деле материальные и природные богатства монастыря не давали дворянам покоя. Когда имущество монастыря было передано казне, здешние места облюбовал князь Григорий Потемкин-Таврический. Он часто бывал в Святогорске, совершая походы к Черному морю. Князь был на особом счету у Екатерины 2 и, пользуясь правом фаворита царицы, попросил ее подарить ему Святогорские земли.
Царица своему баловню отказать не могла и вскоре по велению князя здесь закипела работа. Он собрал лучших крепостных мастеров, и через некоторое время на склоне меловой горы появился роскошный дворец, а на берегу озера — купальни для высокопоставленных гостей. Тогда купальни назывались банями, благодаря им озеро и само поселение получили название Банное. ?менно так назывался Святогорск до 1964 года.
Курорт был очень популярен среди зажиточных купцов и помещиков. В сосновом лесу появились роскошные коттеджи, корпуса с игровыми верандами, а в княжеском парке вечерами играл духовой оркестр.
Возрождение монастыря
В 19 веке Святогорский монастырь восстановил Николай I. Тогда же граф Рибопьер построил в селе Банное три завода: конный, скипидарный и лесопильный. Население и популярность Банного росли. Слава о живописной природе и лечебных минеральных источниках разошлась по всей Российской империи — сюда приезжали на лечение богатые люди с заболеваниями легких и болезнями суставов.
С приходом советской власти монастырь закрывается, зато активно начинает развиваться инфраструктура. В начале 20 века в Банном появился первый колхоз, село получило статус поселка городского типа, строится мост, больница, проводится радио. По иронии судьбы, в пещерах бывшего монастыря оборудуется антирелигиозный музей.
Он же Федор, он же Артем, он же Большой Том
Недалеко от Святогорского монастыря на Лысой горе возвышается знаменитый памятник Артему. Памятник был воздвигнут в 1927 году в честь Федора Сергеева (Артема) — советского революционера. Он прожил всего 38 лет, но истории его жизни хватило бы на несколько судеб. Сын крестьянина из Курской губернии, в 19 лет он поступил в Высшее техническое училище в Москве, стал членом партии большевиков. После за границей скрывался от преследований. В Париже учился в Свободном русском университете. Через год Сергеев снова в России — работает помощником паровозного машиниста и агент ленинской «?скры». В Харькове он скрывался от полиции в палате для умалишенных, а в 1905г. руководил восстанием. Дальше больше: ссылка в Сибирь, работа в Китае, своя газета в Австралии. У него было много имен: Федор, Артем, Большой Том.
Неоднозначным было и отношение к монументу, созданному скульптором Кавале ридзе. Например, в 60-х, когда была развернута кампания против идей авангардизма в искусстве, Хрущев в пух и прах раскритиковал все творения скульптора. Время прошло, и теперь его произведения являются достоянием украинской и мировой культуры.
Что касается монумента Артему, то на самом деле их было два: один — на Лысой горе, второй — в городе Артемовске. Артемовский памятник был разрушен оккупантами — его создали из железобетона, высотой под 30 метров, и немцам долго не удавалось его снести. ?м пришлось разбивать монумент на куски и разрезать их автогеном. Некоторые части вывозились на машинах за город, а постамент напоминал о скульптуре еще долгие годы. Второй проект скульптора Кавалеридзе на Святогорском холме сохранился до наших дней.
Памятник планировали соорудить рядом со Святогорским монастырем, К тому времени монастырь был уже закрыт, и в нем организовали дом отдыха. Ему решили присвоить имя Артема, а в честь этого построить памятник. Благодаря своему первому проекту в Артемовске, схульптор Кавалеридзе уже стал широко известен в Донбассе, и его снова пригласили к сотрудничеству. Сначала планировалось установить бюст Артема, на который выделялось ровно 9 тысяч рублей, нз которых 4 тысячи — на строительство и 5 тысяч — на гонорар скульптору.
Тогда на собеседований во ВЦ?Ке Кавалеридзе предложил сделать целый памятник на горе. Но председатель Петровский сказал, что не выделит более ни копейки. Тем не менее, художника это не остановило, и он на свой страх и риск начал строительство. Почти весь его гонорар ушел на зарплаты рабочим, и из 5 тысяч, полагающихся скульптору, осталось лишь 92 рубля. Но даже этой зарплаты Кавалеридзе не хватило бы для завершения проекта. Строительство состоялось благодаря бескорыстной помощи жителей сел Татьяновка и Банное, и самого дома отдыха. В сентябре 1927 года состоялось открытие монумента. Кстати, немцы во время оккупации планировали разрушить и его, но почему-то не сделали этого. Так и по сей день памятник Артему величественно возвышается на Донцом.
Дуб Камышева
После подъема по терренкуру санатория «Святые горы» на правой стороне Донца находится необычный памятник — барельеф , вырезанный в стволе обгоревшего дерева. Это Дуб Камышева — памятник гвардии лейтенанту Владимиру Камышеву. Владимир был артиллерийским разведчиком- корректировщиком. Немногие знают, что артеллерист в большинстве случаев не видит свою цель, вещь снаряд может пролетать расстояние до 10 километров. Корректировщик ках раз и является глазами артиллериста. Обычно они пробираются в тыл врага, маскируются на высокой точке с хорошим обзором и сообщают о месторасположении вражеских объектов. При этом им приходится пройти несколько линий обороны — окопов, колючих проволок и мин, и препятствия эти корректировщики преодолевают, неся с собой радиостанцию, которая в те времена весила около 30 килограммов. В августе 1943 года батарея гвардии лейтенанта Камышева . держала оборону, закрепившись неподалеку от памятника Артему. ?з-за неровного ландшафта солдатам было трудно вести точный прицельный огонь, и туг Камышев заметил недалеко от них одинокий дуб с густой кроной. «Почему бы не устроить наблюдательный пункт именно на этом дереве?» — подумал Камышев и вместе сдвумя солдатами взобрался на дерево, откуда и корректировал огонь. С верхушки дуба позиции немцев были видны как на ладони, но вскоре фашисты заметили разведчика и снарядами снесли крону удерева. Владимир Камышев был смертельно ранен. В память об отважном солдате был установлен памятник на месте его гибели.
Великие святыни Донбасса
Спустя 70 дет, после запустения стала возвращатся к жизни Святогорская обитель. В 1992 году монастырю отдали разграбленый и превращенный в кинотеатр СвятоУспенский собор, а позже, в 2004 году, монастырю был присвоен статус лавры. Таким образом, монастырь стал третьей лаврой Украины после Киево-Печерской и Почаевской.
Сейчас Святогорская Успенская лавра является центром православия Восточной Украины. 30 июля сюда приезжают тысячи паломников, чтобы помолиться у величайшей святыни Донбасса — в этот день чествуется Святогорская икона Божьей Матери. В дореволюционные времена в монастыре были две Святогорские иконы Божьей Матери. Первая — древняя чудотворная икона была одной из тех немногих икон, которые чудом уцелели после распределени в царскую казну монастырского имущества в 18 веке. Но после закрытия монастыря с приходом советской власти в 1922 году местонахождение ее считается неизвестным. Написание второй иконы, которую сейчас могут увидеть паломники, по преданию относят к 19 веку! Тогда в Святые Горы приехал афонский монах, которыий был восхищен Святогорским монастырем и очень жалея о том что ничего не сможет пожертвовать ему, Афонский старец решил в дар обители написать икону. Сейчас она украшена дарами верующих, которые те принесли в дар за разрешение их жизненных проблем.
Но-Святогорская икона Божьей Матери – является не единственной святыней лавры. Около 10 тысяч паломников ежегодно 24 августа собираются возле кельи, где хранятся мощи ?оанна Затворника Святорского который был ярким примером подвижничества. Очевидцы его затворнический жизни рассказывали о тех условиях которых нес свою службу вере затворник. ?оанн жил в низкой меловой келии в одной из пещер, свет туда доходил из небольшого отверстия в стене. Внутри келии стоял деревянный открытый гроб с большим надмогильным крестом у изголовья, на котором было распятие. В гробу было немного соломы, в нем затворник спал. ?з предметов быта: деревянное полено вместо стула, лампадка, кувшин воды, тулуп и старая мантия. Сырость и холод в келье были настолько сильными, что одежда затворника очень быстро портилась. В помещении было полно насекомых, которые кишели в «постели» и одежде подвижника. Несмотря на условия, затворник никогда не роптал и прожил таким образом 17 лет. Каждый день он отбивал 700 земных, 100 поясных поклонов, произносил 5000 раз ?исусову молитву и 1000 — Богородице. Когда он умер, на его могиле стали происходить чудеса и исцеления. В 1995 году Украинской Православной церковью ?оанн Затворник был причислен клику святых.
Саша Сковорода «Донецкая Швейцария» // «7-я» — 2012 г. — № 27
Фотографии — Виктора Проценко
Автор: Svetlana - 8 июля, 2012 | Категория: Путешествуем | Нет комментариев -Оставить комментарий
Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставить комментарий.